Справочник мастера ОАО "МОЭСК" > Раздел 1. Основное электротехническое оборудование.

> Глава 7. > с.45-52


<предыдущая | следующая>

Контактные соединения

Контактные соединения электрических цепей выполняются в соответствии с

  • ГОСТ 10434-82 "Соединения контактные электрические"
  • ГОСТ 21242-75 "Выводы контактные электротехнических устройств плоские и штыревые"
  • "Инструкции по монтажу контактных соединений шин между собой и с выводами электротехнических устройств" (концерн "Электромонтаж", 1993г.; номер по классификации MKC-III-A-2)

По ГОСТ 10434-82, в зависимости от области применения, контактные соединения подразделяются на 3 класса. К 1 классу относятся соединения цепей, сечение которых выбирается по длительным токовым нагрузкам - это силовые электроцепи, линии электропередач (т.е. цепи, относящиеся к МКС).

В зависимости от климатического исполнения и категории размещения электротехнических устройств соединения подразделяются на группы А и Б. Климатические исполнения У, УХЛ для категории размещения 3 (что соответствует условиям МКС) относятся к группе А.

Таким образом, все требования ГОСТ 10434-82 к контактным соединениям применительно к МКС должны соответствовать классу 1 и группе А.

По конструктивному исполнению контактные соединения подразделяются на:

  • неразборные, выполняемые сваркой, пайкой или опрессовкой (соединения сборных шин между и ответвления от них рекомендуется выполнять сваркой)
  • разборные (болтовые), применяемые для соединения шин с выводами электротехнических устройств. В зависимости от материала соединяемых элементов разборные соединения, в свою очередь, подразделяются на:
    • не требующие применения средств стабилизации электрического сопротивления в месте контакта
    • требующие применения средств стабилизации

Соединение плоских контактных поверхностей (шин прямоугольного сечения или наконечников с плоскими выводами электротехнических устройств), выполненных из меди и ее сплавов или из твердых алюминиевых сплавов, не требуют применения средств стабилизации и выполняются при помощи стальных крепежных изделий, защищенных от коррозии. Допускается применение вороненых стальных болтов, гаек и шайб.

Соединение алюминиевых шин между собой или с плоскими выводами электротехнических устройств, а также с другими проводниками, выполненными из меди и ее сплавов или из твердых алюминиевых сплавов, должно выполняться с применением средств стабилизации, одного из нижеперечисленных:

  1. крепежных изделий из цветных металлов с коэффициентом линейного расширения от 18*10-6 до 21*10-6 1/°С (латунь);
  2. тарельчатых пружин;
  3. металлических покрытий рабочих поверхностей алюминиевых проводников;
  4. переходных медно-алюминиевых пластин (медно-алюминиевых наконечников) или переходных пластин и наконечников из твердого алюминиевого сплава.

Пластины из алюминиевого сплава и алюминиевые части медно-алюминиевых пластин соединяются с алюминиевыми шипами сваркой.

При применении средств стабилизации по пунктам 2,3,4 контактные соединения также выполняются при помощи стальных крепежных изделий, защищенных от коррозии.

К штыревым выводам, выполненным из меди или латуни, присоединение проводников из меди или из твердых алюминиевых сплавов выполняется без средств стабилизации, а алюминиевых проводников - с применением средств стабилизации: при токах до 630 А - с использованием крепежных деталей из латуни, а при токах более 630 А - с использованием металлических покрытий (п.З) или переходных пластин (п.4).

Температура нагрева контактных соединений не должна превышать значений, указанных в таблице

Материал шин (вывода)

Макс. допустимая

температура нагрева

 в установках, °С

до 1000 В

свыше 1000 В

Медь, алюминий и его сплавы без защитных покрытий

95

90

То же, но с защитными покрытиями небла­городными металлами

110

105

Медь с покрытием серебром

135

120

 

Примеры разборных соединений проводников с плоскими контактными поверхностями

 

I. Выполняемые без средств стабилизации

с контргайкой (слева) и с пружинной шайбой (справа)

Разборные соединения проводников с плоскими контактными поверхностями - с контргайкой (слева) и с пружинной шайбой (справа)

1,2 - соединяемые проводники (шины, выводы устройств, наконечники), выполненные из меди или из твердых алюминиевых сплавов, 3,4,5 - стальные шайбы, болты, гайки, 6 - пружинная шайба

 

 

II. Выполняемые со средствами стабилизации соединения алюминиевых шин между собой или с другими проводниками из меди или из твердых алюминиевых сплавов

 

с контргайкой (слева) и с пружинной шайбой (справа)

Разборные соединения проводников с плоскими контактными поверхностями со средствами стабилизации - с контргайкой (слева) и с пружинной шайбой (справа)

1,2 - соединяемые проводники (шины, выводы устройств, наконечники), выполненные из меди или из твердых алюминиевых сплавов, 3,4,5 - стальные шайбы, болты, гайки, 6 - пружинная шайба

с тарельчатой пружиной (слева) и с металлическим покрытием алюминиевых шин (справа)

Разборные соединения проводников с плоскими контактными поверхностями со средствами стабилизации - с тарельчатой пружиной (слева) и с металлическим покрытием алюминиевых шин (справа)

7,8,11 - стальные гайки, болты, шайбы, 9 - тарельчатая пружина, 10 - увеличенная стальная шайба, 12,13 - металлическое покрытие

соединение через медно-алюминиевую пластину (слева) и соединение через переходную пластинку из твердого алюминиевого сплава (справа)

Разборные соединения проводников с плоскими контактными поверхностями со средствами стабилизации - Соединение через медно-алюминиевую пластину (слева) и соединение через переходную пластинку из твердого алюминиевого сплава (справа)

14 - медно-алюминиевая пластина, 15 - пластинка из твердого алюминиевого сплава

 

Примеры соединений со штыревыми выводами

а) без средств стабилизации, б,в,г,д) со средствами стабилизации

Соединения со штыревыми выводами - а) без средств стабилизации, б,в,г,д) со средствами стабилизации

1 - штыревой вывод (медь, латунь); 2 - гайка (ст); 3 - шина (медь, сталь, алюминиевый сплав); 4 - гайка (медь, латунь); 5 - шина (алюминиевая); 6 - алюминиевая шина с металлопокрытием; 7 - пластина переходная медно-алюминиевая; 8 - пластина из алюминиевого сплава.
Упорные гайки (4) во всех случаях из цветного металла.

Размеры отверстий в шинах должны соответствовать диаметру штыревого вывода:

 

Диаметр штыревого

вывода, мм

6

8

10

12

16

20

24

30

36

42

48

56

 

Размер отверстия в шине, мм

6,6

9

11

14

18

22

26

33

39

45

52

62

 

Выводы контактные электротехнических устройств, плоские и штыревые ГОСТ 21242-75

 

Основные размеры базовых исполнений должны соответствовать указанным в таблице:

Выводы контактные электротехнических устройств, плоские и штыревые ГОСТ 21242-75

 

Общие требования к контактным соединениям

В зависимости от диаметра болтов, отверстия в шинax выполняются согласно таблице

Диаметр болта, мм

8

10

12

16

Диаметр отверстия, мм

9

11

14

18


Допускается выполнение овальных отверстий.

  • При соединении (ответвлении) шин шириной до 50 мм используется один болт (диаметром 10 мм-при ширине шин 25-30 мм; 12 мм-при ширине 40 мм и 16 мм-при ширине 50 мм), два болта (диаметром 10 мм-при ширине шин 60 мм; 12 мм-при ширине 80 мм и 16 мм-при ширине 100-120 мм). Контактные участки шин шириной 60 мм и более, имеющие два отверстия в поперечном ряду, рекомендуется выполнять с продольными разрезами шириной не более 5 мм.
  • К каждому болту плоского вывода или к штыревым выводам рекомендуется присоединять не более двух проводников.
  • Длина болтов должна быть такой, чтобы после затяжки оставалось не менее двух ниток свободной резьбы.
  • Под головки болтов и гайки при соединении медных шин подкладываются чистые стальные нормальные шайбы согласно таблице:

Диаметр болта, мм

Внутренний диаметр шайбы, мм

Наружный диаметр

шайбы, мм

Толщина шайбы, мм

8

8,4

17,5

1,6

10

10,5

21,0

2,0

12

13,0

24,0

2,5

16

17,0

30,0

3,0

 

При соединении алюминиевых шин под головки болтов и гайки подкладываются специальные увеличенные шайбы согласно таблице:

Диаметр болта, мм

Внутренний диаметр шайбы, мм

Наружный диаметр шайбы, мм

Толщина шайбы, мм

8

8,4

24,0

2,0

10

10,5

30,0

3,0

12

13,0

36,0

3,0

16

17,0

48,0

4,0

При соединении медных шин с алюминиевыми увеличенные шайбы подкладываются только со стороны алюминиевой шины.

При отсутствии специальных увеличенных шайб допускается установка двух нормальных шайб вместо одной увеличенной.

  • Разборные контактные соединения должны быть предохранены от самоотвинчивания контргайками, пружинными шайбами или тарельчатыми пружинами. Пружинные шайбы не рекомендуется применять при соединении алюминиевых шин. В МКС, как правило, применяются контргайки.
  • Затяжку болтов рекомендуется производить индикаторными ключами с крутящим моментом согласно таблице:
Крутящий момент для затяжки болтов при соединении токоведущих шин

<предыдущая | следующая>